Приложение Бетера на Андроид

ТОП-10 стратегических целей Кремля в Беларуси

Опубликовано: 20/05/2011 - 16:56
Россия ведет себя по отношению к Беларуси как уверенный стратег. При этом обе стороны понимают, что для общей выгоды лучше будет договориться. Цена вопроса – десятки миллиардов долларов в активах госпредприятий Беларуси.
 
Переговоры Владимира Путина и Александра Лукашенко традиционно идут очень сложно. Цена, прибыль, рентабельность, контрольный пакет акций – вот что обсуждается в закрытой части переговоров. Для широкой публики сохраняется стандартный набор слов: углубление интеграции, унификация законодательства, стратегическое партнерство и языковое братство.

Российский бизнес не прочь приобрести ценные активы белорусских предприятий. Александр Лукашенко просит кредиты, но продавать активы не хочет. А если и соглашается, то не контрольные пакеты акций и по очень высоким ценам.

Однако у Кремля много козырей. Главными их них являются доступ белорусских товаров на российский рынок, транзитные потоки энергоресурсов, условия поставки нефти и газа, совместные сделки по торговле оружием. Их можно использовать в разных комбинациях. Цена «пряника» может вырасти до 15% ВВП или же сократится до 3-5% ВВП. Все зависит от условий продажи белорусских активов. 

Российские кредиты являются как раз тем катализатором, который должен помочь сторонам сблизить свои позиции, публикует статью экономиста, руководителя Научного исследовательского центра Мизеса Ярослава Романчука Завтра твоей страны.

Продавать активы в тяжелое для страны время кризиса всегда горько и неприятно. Хорошую цену за них едва ли получишь. Не продавать тоже нельзя: кредитов не дадут. 

Однако вряд ли при этом поведение Кремля следует называть грубым рейдерством.
Готовность России предоставить официальному Минску кредит все же является дружественным поведением партнера. 

Вполне логичны и разумны рекомендации Алексея Кудрина начать в Беларуси приватизацию и провести либерализацию. Раз белорусские власти не могут управлять активами так, чтобы не доводить до кризиса, значит, нужно поменять собственника. 

Заметим, что Россия не говорит, что продавать госактивы нужно исключительно российским предприятиям. Ничто не мешает Александру Лукашенко санкционировать продажу активов на открытом аукционе.

С другой стороны, кредитор, который дает заем в 1 млрд. долларов, должен иметь определенные гарантии возврата денег. Требование России начать рыночные реформы являются скорее выражением конструктивного сопереживания, а не заманиванием в ловушку. Тем более, что примерно то же самое нашей стране предлагал и Международный валютный фонд.

У белорусского руководства не осталось полностью выигрышных для него вариантов выбора, констатирует экономист. Оно должно определиться с ценой, которую готово заплатить за кредиты и за возможность проведения в стране хотя бы частичных рыночных реформ. 

Кремль, в первую очередь, интересуют стратегические, инфраструктурные компании, а также основные экспортеры. Важно также установить контроль над финансовой инфраструктурой. Информационный рынок Кремль тоже интересует, но на данном этапе он не ставит вопрос о приватизации БТ и ОНТ.

Топ-10 белорусских активов, которые хотела бы купить Россия с прицелом на стратегическую долгосрочную перспективу доминирования в Беларуси, выглядит так:
1. Белтопгаз
В этой структуре работает около 30 тысяч человек. Это госпредприятие является розничным монополистом по продаже газа. Здесь есть газоснабжение, добыча торфа, производство газового оборудования. Оценочно данное предприятие стоит примерно 10–15 млрд. долларов.
2. Беларусбанк
Это финансовое учреждение составляет более половины банковского сектора страны. Трудно понять, где в нем заканчивается государство, а где начинается бизнес. Беларусбанк имеет 37 филиалов, 99 центров банковских услуг, 1842 отделения и 192 обменных пункта. Покупатель такой структуры ориентируется не только на финансовые показатели, но и на доступ к этой инфраструктуре. Экспертная оценка стоимости данной структуры (100% акций) примерно 7-10млрд. долларов.
3. Белгосстрах
Государственный монополист в сфере страховых услуг. Покупатель данной компании стазу становится лидером страхового бизнеса страны. Он получает 7 филиалов, 118 представительств, 5 центров продаж и 5 тысяч точек продаж страховых услуг. Экспертная оценка стоимости – 1-2млрд. долларов.
4. Белтелеком
Государственный монополист на рынке целого ряда телекоммуникационных услуг. Владеет сетью магистральных волоконно-оптических линий связи, обеспечивает передачу междугородного и международного трафика, а также работу наземной сети телевизионных и радиовещательных каналов. Экспертная оценка стоимости – 2-2,5млрд. долларов.
5. Белэнерго
Данное предприятие управляет белорусской энергетикой, производит и передает электрическую и тепловую энергию, владеет сетями и генерирующими мощностями. Монополист чувствует себя прекрасно, хотя и работает в режиме жесткой фиксации цен. Если продавать одним предприятием, не разбивая на областные энергетические компании, не выделяя генерацию и дистрибуцию, то оценочная стоимость предприятия составляет 5-8 млрд. долларов.
6. Беларуськалий
Один из мировых лидеров калийного рынка. Один из главных добытчиков валюты для Беларуси. Экспертная оценка стоимости данной структуры (100% акций) – 15-20 млрд. долларов (по данным Госкомимущества, 30 млрд. дол.).
7. Белорусская железная дорога (БЖД)
Монополист в сфере ж/д транспорта. 6 отделений, 366 крупных и малых станций. Эксплуатационная длина БЖД – 5,5 тыс. км. Экспертная оценка стоимости данной структуры (100% акций) - 7-10 млрд. долларов.
8. Белпочта
Государственный монополист в предоставлении многих почтовых услуг в стране. Имеет обширную сеть по всей Беларуси, оказывает широкий спектр услуг, в том числе в области связи. Экспертная оценка стоимости данной структуры (100% акций) – 0,5-1млрд. долларов.
9. Белорусские НПЗ (Мозырьский и Новополоцкий)
Современные нефтеперерабатывающие заводы, развитая логистика, олигополия на рынке нефтепродуктов Беларуси. Экспертная оценка стоимости государственных пакетов в данных структурах примерно 2-3 млрд. долларов.
10. Белтрансгаз
Транспортные услуги в сфере газоснабжения. Владение и управление магистральными трубопроводами, газохранилищами, компрессорными станциями. Экспертная оценка стоимости государственного пакета в данной структуре примерно 1-2млрд. долларов.
Оценка стоимости данных предприятий исходит из наличия в стране макроэкономической стабильности, отсутствия политических рисков (национализация), а также с учетом финансового состояния и амортизации производственных активов.

За эти десять объектов белорусское правительство может получить в бюджет от 50,5 до 73,5 млрд. долларов. В случае резкого роста валютных рисков, разбалансирования системы государственных финансов, социальной дестабилизации стоимость данных активов может упасть в разы. В этом явно не заинтересован продавец, да и для покупателя нужно быть осторожным, чтобы не увлечься игрой на понижение и в результате не получить бедную, неплатежеспособную страну с политическими потрясениями.

 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Новости по теме

Что делать, если Марафон зеркало не работает

Яндекс.Метрика